Анализ работы информационно - библиотечного центра государственного учреждения образования «Первомайская средняя школа» за 2020/2021 учебный год
Основная цель деятельности библиотеки:
- Обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки. Содействие самообразованию учащихся, педагогов и других категорий читателей.
Основные направления работы:
- Информационно-библиографическое обслуживание читателей;
- Работа с фондом библиотеки (литературно-художественной, отраслевой и учебной литературы);
- Внедрение новых информационных технологий;
- Повышение профессиональной компетентности.
Для реализации этих задач библиотека комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научно-популярными, справочными и методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную, групповую и массовую работу с читателями.
Основные функции ИБЦ
1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.
3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.
Краткая справка о библиотеке:
Библиотека расположена на 1 этаже здания школы;
Занимает изолированное помещение, состоящее из 2 комнат общей площадью 72 кв. м;
Капитальный ремонт помещения произведен в 2014г.;
Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;
Читальный зал библиотеки занимает отдельное помещение;
Организует работу библиотеки и читального зала библиотекарь, имеющая высшее образование, стаж библиотечной работы 31 год, в данной школе – 25лет;
Документы, регламентирующие деятельность библиотеки:
- Кодекс Республики Беларусь о культуре;
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Інструкцыя па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь;
- Положение о библиотеке учреждения образования;
- Положение об оплате учебников и учебных пособий
- Правила пользования библиотекой учреждения образования;
- Должностная инструкция библиотекаря.
В 2020/2021 учебном году библиотека работала в режиме 5-дневной рабочей недели по графику работы, утвержденным директором школы.
Материально-техническое оснащение библиотеки:
Библиотека оборудована: столы для читателей, стулья, секционные стеллажи, стеллажи для книг. Рабочее место библиотекаря: библиотечная мебель, персональный компьютер (Windows – 2007), локальная сеть, доступ в интернет, принтер;
Для пользователей персональный компьютер (Windows – 2007), принтер
Фонд библиотеки
Фонд библиотеки укомплектован:
• научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой;
• педагогической и методической литературой для педагогических работников;
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса;
- учебниками и учебными пособиями (на бумажном и электронном носителях)
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учета основного фонда библиотеки;
- книга суммарного учета учебного фонда библиотеки;
- инвентарные книги;
- журнал выдачи учебников классным руководителям;
- читательские формуляры.
Доступ к основному фонду и фонду периодических изданий - открытый. Учебный фонд расположен в книгохранилище. Режим сохранности фонда соблюдается. Все издания технически обработаны, в библиотеке имеется штамп. Продолжается работа по составлению электронного каталога.
Предоставляемые услуги:
- Выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;
- Выдача учебной литературы на текущий учебный год;
- Выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;
- Предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;
- Поиск информации в сети Интернет
- Копирование информации на электронный носитель;
- Распечатка информации с электронного носителя;
- Проведение библиотечных (тематических, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;
- Выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;
- Индивидуальное и групповое информирование;
- Составление библиографических списков источников информации;
- Выполнение библиотечно-библиографических справок.
План работы был составлен на основании плана работы школы с учётом возрастных особенностей учащихся, рекомендаций заместителя директора по воспитательной работе. В план включались акции, проводимые в республике, городе, школе. Все мероприятия проводились совместно с классными руководителями. Планом были предусмотрены консультации для учащихся и их родителей по вопросам оплаты учебников, пользования, сохранности библиотечного фонда,периодическими и электроннымиизданиями.
План работы на 2020/2021 учебный год выполнен. Массовые мероприятия проведены все.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
• обучающиеся 1-4 кл.-115
• обучающиеся 5-9 кл.-110
• обучающиеся 10-11 кл.-13
• педагогические работники -35
• сельское население-109
Контрольные показатели ИБЦ
показатели |
2019/2020уч. год |
2020/2021уч. год |
Читатели |
370 |
382 |
Книговыдача |
5105 |
5548 |
Посещение |
4185 |
4413 |
Читаемость |
13,7 |
14,5 |
Обращаемость |
0,26 |
0,28 |
Посещаемость |
11,35 |
11,38 |
Книгообеспеченность |
52 |
50,5 |
Общий библиотечный фонд |
28525 |
27784 |
Фонд литературы |
19267 |
19311 |
Фонд учебников |
9258 |
8473 |
ЭД |
95 |
97 |
Анализируя данные контрольные показатели, можно сказать, что библиотека в школе востребована
Работа с учащимися
Проведена перерегистрация читателей библиотеки. Учащиеся – это главная целевая группа пользователей библиотеки. Роль библиотеки заключалась в том, чтобы консультировать и обучать разным видам работы с книгой и создавать в библиотеке такую учебную обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Особое внимание было уделено индивидуальной работе с читателями.
Работа с педагогами
Школьная библиотека в 2020/2021 учебном году регулярно оказывала учителям помощь в поиске необходимой информации для подготовки к урокам, а также в подборе материалов для проведения методических объединений и педагогических советов. Проводилась информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебному году, постоянно осуществлялось информирование учителей о новой учебной и методической литературе, предметных журналах посредством проведения обзоров новых поступлений в библиотеке, систематически оказывалась помощь педагогам в работе с электронными средствами обучения.
Работа с законными представителями
Работа с законными представителями учащихся заключалась в своевременном информировании о сборе необходимой документации для подтверждения льгот на оплату за пользование учебниками и учебными пособиями, сборе квитанций об оплате за пользование учебниками, проводилась индивидуальная работа по подбору художественной литературы для учащихся начальной школы.
Регулярно с законными представителями учащихся проводятся индивидуальные беседы по читательской задолженности и сохранности библиотечного фонда.
Справочно-библиографическая работа
В направлении справочно-библиографической работы проведены экскурсии по библиотеке для 1-ых классов. На протяжении учебного года было проведено 18 занятие по информационной культуре. Проводился подбор литературы, сценариев, стихов в помощь проведению предметных недель и школьных мероприятий. Составлялись информационные списки литературы, поступившей в библиотеку «Здравствуй! Я – новая книга!».
Доводилась информация до педагогов о новых поступлениях. Информация для учителей о новинках литературы представлена на странице сайта школы.
Ведется работа на основе программного комплекса «Библиограф»
Работа с библиотечным фондом
В течение учебного года своевременно проводилась работа по комплектованию библиотечного фонда, обработке новых поступлений литературы.
В 2020/2021 году фонд библиотеки пополнился социально значимой литературой
Издательство |
Количество экземпляров |
Мінск “Беларусь” |
3 |
Мінск “Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі” |
4 |
Мінск “Мастацкая Літаратура” |
4 |
Мінск Выдавеці дом “Звязда” |
2 |
Мінск “Народная асвета” |
11 |
Мінск “Пачатковая школа” |
6 |
Мінск “Адукацыя і выхаванне” |
5 |
“Информационноправовое агенство Гревцова” |
1 |
Редакция газета “Гродненская Праўда” |
1 |
“Национальный институт образования” |
7 |
44 |
Методической литературой в количестве 3-х экземпляров издательств “Нацыянальны інстытут адукацыі” и “Народная асвета”
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой: для детей: младшего школьного возраста; среднего школьного возраста; старшего школьного возраста; учебниками и учебными пособиями, электронными пособиями для учебной и внеурочной деятельности.
Работа с фондом учебников
Фонд учебников расположен отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Процент обеспеченности школьными учебниками в 2020/2021 учебном году составил 100% благодаря доставке учебников библиотекарем из других школ.
Вся поступившая в библиотеку литература своевременно регистрируется в учётных печатных и электронных формах, накладные собираются, ведется книга суммарного учета. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам. Педагогический состав и родители информированы об обеспечении учебниками на 2020 -2021 учебный год.
В сентябре месяце 2020 года были розданы и проведено списание подарков первоклассникам, в ноябре списаны учебные издания, у которых окончился срок использования. В июне 2021 года списаны пособия разового пользования.
Работа по обеспечению сохранности фонда велась активно. Контролировался своевременный возврат в библиотеку выданной литературы, регулярно осуществлялся ремонт книг с привлечением учащихся в каникулярное время, обеспечивался требуемый режим систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда, организовывались санитарные дни (последняя пятница месяца).
Одной из эффективных форм воспитания бережному отношению к книге является рейд проверки учебников «Живи книга». Проводился рейд один раз в четверть, совместно с активом библиотеки, степень сохранности оценивался по 5-бальной системе. По результатам проверки выпускалась молния, в которой отмечались учащиеся, хорошо сохранившие учебники.
Подписка на издания периодической печати оформлялась своевременно
Настаўніцкая газета;
Лідская газета;
Гродзенская праўда;
Зборнік нарматыўных дакументаў;
Юный спасатель
Советская Беларусь
Внедрение новых информационных технологий
Ведется работа по составлению электронного каталога с помощью программного комплекса «БиблиоГраф».
В медиатеке собраны электронные продукты, созданные школьными библиотекарями. Это виртуальные книжные выставки, буктрейлеры, биографии писателей, виртуальные путешествия, видео сборники сказок, рассказы, стихи, легенды, истории о книге и библиотеке.
Работа с читателями.
Большое внимание при работе с читателями обращается на организацию информационной среды в библиотеке. Информационная среда - это не только фонд библиотеки, но и еще и окружающее учащихся определенным образом организованное пространство библиотеки. Большой выбор наглядных средств, яркие надписи выставок, красочные плакаты - все это привлекает юного читателя в школьную библиотеку, создает атмосферу радости общения.
Реклама библиотеки
Информация о проводимых школьной библиотекой регулярно размещалась на сайте школы. На сайте школы представлена следующая информация: правила пользования библиотекой, график работы библиотеки, новое поступление литературы, лучшие читатели учебного года.
Проведены ежегодные конкурсы «Лучший читатель книг», «Лучший читающий класс».
Культурно-досуговая работа
Массовая работа в нашей школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В нашей библиотеке они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам писателей, к празднику мам, День науки, Рождество, Дню Космонавтики, День Победы, День Защиты детей. В библиотеки постоянно действует выставка «Книги – юбиляры». Формы выставок были разнообразными (выставка-призыв, выставка-новинка, выставка-настроение, выставка-викторина).
К началу учебного года были обновлена постоянно действующая краеведческая выставка: «Край родной на век любимый»
В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
Первое знакомство первоклассников с библиотекой прошло в начале октября. Ребята познакомились с понятиями - читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги. Дети отгадывали загадки о книгах, библиотеке.
Для приобщения учащихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечный работы. Мероприятия проводились вместе с учителями начальной школы, учителями русского языка и литературы. «Сказки водят хоровод» для учащихся начальной школы. «Словари помощники» учитель литературы Строк В.А. для учащихся 5-8 кл.
Бесценным источником для воспитания патриотизма является история о Великой Отечественной войне. Книги о войне позволяют донести до сердца каждого человека память о тех героических событиях, дают возможность каждому соприкоснуться к великим подвигам старших поколений, наших дедов и прадедов. С интересом в 5-8 классах прошли громкие чтения книг о войне. Для прочтения выбрали книгу "Никогда не забудем» на русском и белорусском языках. В библиотеке были оформлены книжные выставки «И подвиг ваш мы будем помнить свято» и «Войны священные страницы навеки в памяти людской.
На весенних каникулах была проведена «Неделя детской книги» задачей, которой является, расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам. Ребята приняли участие в литературной программе «Здравствуй, праздник книги детской», совершили путешествие «Литературные герои на страницах книг и телеэкране», соревновались в конкурсах «Угадай сказку», «Счастливый случай».
Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся I ступени обучения, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.
Особой популярностью пользовались игровые формы работы. Это викторины, литературные конкурсы, игры. Все мероприятия школьной библиотеки проводились с использованием информационных технологий, что способствовало популяризации чтения и росту позитивного имиджа библиотеки среди учащихся и учителей школы.
Взаимодействие с другими структурными подразделениями школы и внешними организациями
Деятельность библиотеки осуществляется в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями школы.
Школьная библиотека активно сотрудничают с коллегами района. Регулярно производится обмен учебниками и учебными пособиями с оформлением соответствующей документации. На заседаниях районных методических объединений осуществляется обмен опытом с коллегами района по различным направлениям деятельности школьной библиотеки.
Повышение квалификации, курсы
«Реализация основных направлений деятельности библиотекаря в образовательном пространстве учреждения образования»
С 29.03.2021 по 03.04.2021
Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования»
Выводы:
Анализируя работу школьной библиотеки за 2020/2021 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены. Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, вела работу с читательским активом. Формировала у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучала пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
В следующем году будет продолжена работа по следующим направлениям:
- сохранность учебного и основного фонда;
- обновление и пополнение основного и учебного фонда
- продолжить пропаганду библиотечно-библиографических знаний;
- проводить мероприятия, направленные на развитие интереса учащихся к чтению.
Недостатки: В библиотеке не хватает компьютеров для пользователей с локальной сетью и выходом в интернет, нет телевизора, копировальной техники, очень мало литературы для учащихся 1-го класса.
Библиотекарь С.Г. Скробук