Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Структура и содержание инновационной модели

Дата: 6 декабря 2021 в 14:49, Обновлено 25 января 2022 в 14:06

Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия предназначена для учащихся учреждений общего среднего образования (2-я и 3-я ступени обучения). Образовательное путешествие в одну из профессий организовываетсяя для учащихся одного класса или для учащихся разных классов, интересующихся данной профессией. Образовательных путешествий в течение учебного года может быть несколько. Продолжительность образовательного путешествия в профессию обусловливается ее спецификой, возрастом учащихся, уровнем сформированности их метапредметных компетенций и др. Выбор профессии для её освоения определяется с помощью опроса, анкетирования и др. Погружение в профессию происходит в процессе реализации индивидуальной образовательной программы в рамках образовательного путешествия. Индивидуальные образовательные программы по освоению профессии разрабатываются с учётом образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. Реализация индивидуальных образовательных программ проходит во внеурочной деятельности, на факультативных и учебных занятиях (в соответствии с темами учебной программы).

Структура модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия представляет собой систему взаимодействия всех участников образовательного процесса (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей). К реализации модели планируется привлечь социальных партнеров из учреждений высшего образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; различных организаций, предприятий) в зависимости от выбора изучаемой профессии. При разработке модели учтены основные ресурсные возможности учреждения образования (организационные, информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.).

Для осуществления управленческой деятельности по внедрению модели профессионального самоопределения в учреждении общего среднего образования создаётся информационно-аналитический центр образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП) из числа педагогических работников (участников инновационной деятельности); учащихся, владеющих метапредметными компетенциями; родителей (законных представителей) учащихся, социальных партнёров учреждения образования и представителей изучаемой профессии. Состав членов ИАЦ ОП может меняться в зависимости от выбранной темы образовательного путешествия.

Примерные виды деятельности членов ИАЦ ОП представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Информационно-аналитический центр

Деятельность членов центра

Итоговый продукт ОП

Разработка проекта образовательного путешествия в различные профессии; рецензирование предлагаемых проектов.

Распределение ролей среди учащихся и составление индивидуальных образовательных маршрутов по освоению профессии.

Организация тьюторского сопровождения по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ.

Анализ и систематизация содержания и качества представленных продуктов (результата).

Оценка содержания и оформления представленных продуктов и рекомендации по их коррекции.

Организация презентации итоговых материалов мини-исследования.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами.

Конференция,

ярмарка,

фестиваль,

видеофильм,

сайт мини-исследований различных видов профессий

При реализации проектов образовательного путешествия в различные виды профессий в учреждении образования, прежде всего, проводится психолого-педагогическая диагностика (собеседование, анкетирование, тестирование и др.) учащихся с целью выявления образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. В диагностике принимают участие руководители учреждения образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, учителя, работающие в данном классе, родители (законные представители). На основе результатов проведенной диагностики определяются дальнейшие шаги по организации образовательного путешествия в будущую профессию для удовлетворения интересов и образовательных потребностей каждого учащегося.

Знакомство с конкретной профессией происходит в процессе реализации индивидуальных образовательных программ при выполнении определенных ролевых действий. Например, при организации путешествия в гуманитарные профессии роли могут быть распределены следующим образом: журналисты, операторы-постановщики, редакторы, дизайнеры-конструкторы, аналитики, информаторы, статисты и др. (примерные виды деятельности учащихся в соответствии с выбранной ролью даны в таблице 2).

Таблица 2. – Деятельность учащихся в соответствии с выбранной ролью

Роль

Деятельность

Результат

Журналист

Поиск и изучение информации.

Отбор и систематизация необходимой информации.

Анализ содержания и качества собранной информации.

Обобщение и предоставление информации в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Список литературы

Отобранная  актуальная информация

Презентационный материал (буклет, стенгазета, статья, инфоминутка по радиоузлу и др.)

Оператор-постановщик

Отбор, изучение и систематизация необходимых объектов для фотосессии и видеосъёмки на основе изученного материала.

 Создание фото и видео материалов (съёмка, обработка, печать).

Обобщение  и предоставление  фото и видео материалов в ИАЦ ОП (выбор качественных снимков, соответствующих статьи журналиста).

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Качественные продукты фото и видеосъёмки

Презентационный материал (видеоролики, фоторепортажи, коллажи, мультимедийные презентации, материал для интерактивных заданий)

Редактор

Изучение информации.

Сбор, оценка, редактирование (коррекция) предоставленного журналистами и операторами-постановщиками материала.

Предоставление  обобщённой информации в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Пакет презентационных материалов (статья, коллаж, стенгазета, материал для сайта)

Дизайнер-конструктор

Оценка, ранжирование и систематизация полученного материала.

Проектирование  готового дизайнерского продукта.

Демонстрация и презентация продукта в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Готовый дизайнерский продукт образовательной области

Бренд-менеджер

Анализ содержания, предоставленного дизайнером-конструктором продукта.

Построение траектории продвижения готового продукта.

Оценка  значимости презентационного продукта.

Реализация продвижения готового продукта.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Процесс продвижения продукта (выражающийся
в %, количестве мероприятий)

Если профессия связана со знанием естественно-математических наук, роли могут быть другими: физики, химики, биологи, математики, аналитики и др. После выбора профессии, учащиеся распределяются по группам в соответствии с образовательными потребностями. В состав группы входят также педагог с тьюторской позицией (участник инновационной деятельности), учащийся из ИАЦ ОП, представитель данной профессии и др.

Группа разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут по ознакомлению с определённой профессией. Затем под руководством педагога на основе данного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы для каждого участника образовательного путешествия в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями. Продукты, полученные в процессе реализации индивидуальных образовательных программ, обобщаются и представляются в ИАЦ ОП.

Для получения ожидаемых результатов образовательное путешествие важно организовать таким образом, чтобы в процессе его реализации учащиеся не только осваивали ту или иную профессию, но и открывали для себя личностные смыслы. Поэтому путешествие выстраивается на принципах педагогической эргономики, гуманной педагогики.

Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждении общего среднего образования способствует формированию у учащихся:

профессионального самоопределения;

метапредметных компетенций;

общего личностного развития.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.