Деятельность членов «Тьюторского клуба» включает в себя четыре ступени.
Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча педагога с тьюторской позицией и тьютора со своим тьюторантом). Тьюторант фактически представляет свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Педагог с тьюторской позицией и тьютор фиксируют первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывают значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.
Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающих, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся.
Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы и её реализации являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Основными задачами педагога с тьюторской позиции и тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).
Четвертая ступень – повышения уровня своей исследовательской компетентности посредством использования полученного опыта исследовательской деятельности для тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
В основе предлагаемой модели – технологии и методики открытого образования: «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов); «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.